Города

Барселона Антонио Гауди

Барселона – столица автономной области Каталония в Испании. Город по меркам современных мегаполисов совсем небольшой – всего 100 кв. км (это в 8 раз меньше Киева). Шансов вырасти у Барселоны нет, так как географически она зажата между двумя холмами Монжуик, где находится Национальный дворец и старейший в мире поющий фонтан, и Тибидао, у подножья которого располагается парк Гюэль.

Легенда об основании Барселоны

Согласно одной из легенд город Барселона основал мифический Геракл, за 400 лет до основания Рима. Как-то раз он поплыл с друзьями на девяти лодках по морю. Разыгрался шторм и люди стали отчаянно плыть к незнакомому берегу. Восемь лодок держались вместе, а девятую никак не могли отыскать среди волн. Когда отчаявшиеся люди причалили к первому попавшемуся берегу, они с удивлением узнали, что девятая барка уже там. Счастливый Геракл, очарованный красотой побережья, решил назвать его в честь девятой лодки: "барка нона".

Более реалистичная легенда приписывает основание города карфагенскому полководцу Гамелькару Барке, который разбил свой военный лагерь у горы Монжуик ещё в 237 году до н.э. Солдаты, любившие и уважавшие своего полководца, предложили назвать город в его честь – Барцино, что означало "молниеносный", как и быстрое продвижение карфагенских войск под предводительством Барки.

История Барселоны

Для того, чтобы описать историю города с момента основания, не хватит целого учебника. Уж очень лакомым был этот кусочек земли для всех, кто сюда приходил, поэтому вся история Каталонии в целом и Барселоны в частности связана с завоеваниями финикийцами, римлянами, вестготами, маврами, франками и так до X века, когда графы Барселоны обрели реальную независимость.

Много шума наделала Каталония в наше время своим бунтом за независимость. А ведь фактически независимой Республика Каталония была всего-навсего 12 лет за всю долгую историю своего существования с 1640 по 1652 годы. Но свобода настолько въелась в кровь каталонцев, что ничем этого уже не изменить: свой флаг, свой герб, собственный язык и традиции.

Причиной так называемой "войны жнецов" 1640 года стало то, что испанская монархия хотела отнять у Каталонии статус автономной области. Ну не хотели местные жители воевать за короля, тем более размещать на своей территории его армию. А ещё больше они противились насильственному насаждению кастильских законов, традиций и языка. По этой причине на фоне борьбы Португалии и нидерландских провинций за свою независимость каталонцы договариваются о помощи с французами.

Если Португалия и Нидерланды сумели достичь своих целей, то Каталонии повезло меньше всего. Французы мало того, что оккупировали земли, разрушили Барселону и порядком надоели местным жителям, так они ещё и оттяпали несколько графств по Пиренейскому мирному договору. Каталония, так хотевшая независимости, сохранила лишь автономию, потеряв часть земель.

В 1714 году наступает время расплаты. Испанский король Филипп V Габсбург занимает Барселону. Все несогласные репрессированы, университет закрыт, каталанский язык запрещён. На рыночной площади возводят крепость Сьютаделла, из которой свободно простреливается вся Барселона. Т.е. на тот момент город был очень и очень маленьким.

Парк Сьютадела

В конце XIX века начинается постепенное возрождение города. Военная крепость разрушена, а на ее месте разбит большой парк Parc de last Ciutadella, в котором в 1888 году проходит Всемирная выставка, о чем напоминает большая триумфальная арка на Площади правосудия. Одновременно Барселона начинает разрастаться в ширину. Правительство убедило Королёву Изабеллу II, что жизненно необходимо для Барселоны снести городские стены и построить новый город за из пределами, иначе население будет продолжать страдать от эпидемий. Совершенно новаторский, рисковый и грандиозный проект нового города, ныне района Эштампле, предложил инженер Ильдефонс Серда. Его имя можно ставить в один ряд с гением Гауди за вклад в неповторимый архитектурный стиль Барселоны. Кварталы Эштампле не имеют острых углов – все фасады усечены. Этот приём получил название "усеченной кромки", что даёт дополнительное пространство для терас, парковок и транспортных развязок. Сами дома очень аккуратные, невысокие, с красивыми деревянными ставнями, а лоджии украшены брезентовыми навесами, одинаковыми во всем доме. В Барселоне впервые выстроен город с квадратными кварталами.

Что посмотреть в Барселоне

Самыми интересными местами являются старый город (Готический квартал, бульвар Ramble), район Эштампле (дом Мила, бульвар Грасия и квартал раздора, гора Тибидабо и парк Гюэль, гора Монжуик с "королевским" дворцом и поющим фонтаном, Испанская деревня и конечно Sagrada Família, ради чего туристы и затевают поездку в Барселону.

Старый и новый город в лице Эштампле соединятся большой площадью Plaça de Catalunya. Именно отсюда начинают своё путешествие туристы, приехавшие с побережья Коста Брава на поезде Renfe в Барселону. Отсюда пешком можно прогуляться до Готического квартала и бульвара Ramble, а также посмотреть необычные дома на бульваре Грасия.

Собор Святого Семейства (Sagrada Família)

«Вы что, создаете орган для Господа?»

Федерико Гарсия Лорка

Честно говоря, для того, чтобы описать это уникальное творение не хватит ни места, ни моих скромных умений. Расскажу лишь историю его создания. По-началу строить собор на деньги Общества Святого Иакова должен был вовсе не Антонио Гауди, а довольно известный и уважаемый архитектор Франсиско дель Вильяр. Из-за разногласий с заказчиком Вильяр уже через год отказывается продолжать работу. Как же случилось, что работу над таким ответственным проектом продолжил не очень известный на то время молодой архитектор Гауди, на счету которого была всего одна постройка? Говорят, что главе Общества Святого Иакова сеньору Бокабелье приснился сон, что строительство закончит юноша с голубыми глазами, и он, повинуясь сну, выбрал молодого Антонио. А возможно причиной была банальная экономия на услугах архитектора. Но, экономии как раз и не вышло, ведь для Гауди вопрос денег не существовал в принципе: по всем своим проектам он многократно превышал первоначальные сметы, придумывая все новые и новые элементы и конструкции.

Sagrada Familia постройкаГауди был человеком верующим, но не любил готический стиль и сразу же заявил, что он изменит проект Вильяра по своему вкусу: эта готика не будет "опираться на костыли" – так Гауди называл стрельчатые арки, характерные для готики. Антонио Гауди создал настолько масштабный проект, что в это трудно поверить. Многие конструкции, заложенные в него, настолько опережали свое время, что не существовало технической возможности их строительства в XIX веке. Но гений был уверен, что в будущем они обязательно появятся! Во дворе храма есть небольшой макет собора целиком. На нём другим цветом обозначены части, которые еще предстоит построить. Сегодня построено только 30% проекта Гауди – будто и не начинали! По смелым заявлениям строительство должно завершиться к 2026 году, но сам Гауди завещал, что его главное творение будет строиться еще 200 лет после его смерти и, судя по всему, так оно и будет.

Собор Святого СемействаSagrada Familia фасад Рождества

При жизни Антонио Гауди успел создать только один фасад храма – фасад Рождества. Рассматривать его можно часами, а говорить о нем еще дольше. В каждом камне, в каждом элементе заложен символ, растолковать который могут только самые верные католики. Скульптуры людей, растений и животных выполнялись с величайшей скрупулёзностью: мастер досконально изучал растения Палестины, чтобы создать достоверные копии, и даже создавал слепки с настоящих мертворождённых детей для сцены избиения младенцев.

Проект фасада Страстей также принадлежит Гауди, но строительством занимался уже другой архитектор – Доменек Сугранес, скульптуры для фасада выполнил Жузеп Субиракс. У фасада Страстей абсолютно другой стиль: на смену плавным природным линиям Гауди пришли прямые линии и острые углы. Хорошо это, или плохо, но два эти фасада получились совершенно разные, хотя фасад Страстей также преисполнен символами. По моему скромному мнению, острые углы делают эти символы еще более пронзительными. А вот барселонцы этот фасад не любят и с сарказмом называют его "Звёздными войнами". Третий фасад Воскресения Христова только будут строить, но уже понятно, что он не будет похож ни на фасад Гауди, ни на фасад Страстей. Это точно будет что-то ультрасовременное и если я не ошибаюсь, воплощением этого фасада очень интересуются японские архитекторы.

Sagrada Familia фасад СтрастейОткуда Гауди черпал вдохновение? Только из природы, которой он всегда восхищался. Он видел совершенство в деревьях и цветах, в их ярких и пестрых красках. И именно природные формы он воплощал в своем уникальном стиле. Для того, чтобы это понять, недостаточно осмотреть Собор Святого Семейства снаружи – нужно обязательно зайти внутрь. Там нет практически ничего от мрачной готики! Разноцветные витражи, резные белые колоны делают храм светлым и торжественным, как будто ты попал в сказочный лес, созданный из камня и стекла. Балкончики размещаются в несколько ярусов и говорят, что храм может вместить около 15 000 человек одновременно! Гауди трудился в экспрессивной манере, у него не было окончательных чертежей и многие конструкции придумывались буквально по ходу строительства. Лишь в последние годы, предвидя свою смерть, он создал полный проект однозначно дав понять своим последователям, что Саграда Фамилия должен быть окончен.

Sagrada Familia внутри фотоСобор святого семейства внутри Всю$nbsp;свою$nbsp;жизнь$nbsp;Антонио Гауди трудился над своим величайшим творением: будучи уже модным и известным архитектором он отказывался от частных заказов и продолжал работу до самого трагического дня своей смерти. Он настолько был предан делу, что самостоятельно ходил и собирал пожертвования на строительство. Антонио Гауди вёл чрезвычайно аскетичный образ жизни и, по мнению многих современников, именно его увлеченность и задумчивость послужила причиной того, что он не заметил трамвая, под который попал. А прохожие не узнали в оборванном странном старике великого архитектора Гауди...

Дом Мила (Casa Mila)

Как следует насладившись собором Святого Семейства направляемся на осмотр других творений Гауди. Дом Мила был построен уже известным и модным архитектором Антонио Гауди по заказу семьи текстильного магната Мила. Из-за своих необычных форм это здание получило не совсем приятное прозвище La Pedrera, что в переводе означает "каменоломня". Надо ли говорить, что народу дом не понравился. Не понравился он и заказчику, особенно его жене, которая даже отказалась платить Гауди деньги за этот заказ, тем более что первоначальная смета была привышена в разы! Гауди обратился в суд и выиграл дело, но получив свой гонорар, заканчивать проект не стал. Это был его последний заказ, после которого гений сосредоточился исключительно на соборе Святого семейства.

Дом Мила La PedreraПроект дома Мила был действительно новаторским: необычный дизайн, который напоминает о подводном мире, первый в Европе подземный паркинг и уникальная конструкция несущих колон, которая позволила создать внутренние стены передвижными. Гауди полностью воплотил требования хозяев, которые планировали сдавать помещения в аренду. Жаль, что богачи не поняли своей удачи. Но все-таки La Pedrera стал первым сооружением XX века, которое попало в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Дом Батльо (Casa Batllo) и квартал раздора

Испания подарила миру больше архитекторов и поэтов, нежели политиков и полководцев. И так уж получилось, что на стыке XIX и XX столетий многие талантливые архитекторы собрались в Барселоне. Среди них следует отметить Луиса Доменек-и-Монтанера, Жозепа Пуч-и-Кадафалька, Энрике Сангиера и, конечно, Антонио Гауди. Богатые горожане, владевшие землей прямо в центре города, отдали предпочтение разным мастерам и началась своего рода "битва архитекторов" –  кто построит самое красивое, необычное и богато убраное здание. Так и появились стена к стене четыре совершенно разные здания: Дом Морера с причудливой башенкой и круглыми балконами, микс классицизма и модернизма Дом Мульерас, Дом Амалье с узорчатым фасадом и мой фаворит Дом Батльо Антонио Гауди. Этот человек и здесь всех "обскакал" благодаря изысканности плавных линий, сложной форме балкончиков и нежной мозаике, каждую плиточку которой укладывали под строгим контролем самого автора. В любом случае, все работы прекрасны и это как раз то счастливое исключение, когда "раздор" пошёл только на пользу.

Дом Батльо Casa BatloДом МорераДом Амалье

Парк Гюэль (Park Guell)

Разноцветная лавочка в парке ГюэльДомики в парке ГюэльЧто посмотреть в БарселонеДом Антонио ГаудиЭтот парк является визитной карточкой города, а пестрая лавочка Гауди печатается практически на всех туристических буклетах. Этот проект возник благодаря случайной встрече на Всемирной выставке 1878 года в Париже и внезапно возникшей дружбе Антонио Гауди и Эусебио Гуэля. У одного были блестящие идеи, а у другого – деньги, но объединяла их любовь к прекрасному. Гауди всегда создавал свои творения, руководствуясь творческими порывами и никогда не думал о деньгах. Проекты менялись, усложнялись и дорабатывались на ходу, что выливалось в их постоянное удорожание, поэтому найти неиссякаемый источник финансов для своих идей было настоящей удачей. Служащие Гуэля нередко говорили: "мы зарабатываем деньги для Гуэля, а Гауди все их тратит". Но именно Эусебио Гуэль разглядел в Гауди не просто модного и талантливого архитектора, а настоящего гения, единственного в своём роде.

В 1900 году Гуэль поручает Гауди разработку крупного проекта на земле, которую он приобрел. Этот участок располагался в местности, которая носила название "голая гора". Природа здесь была потрясающая: чистый воздух, вид на море и вся Барселона как на ладони. Гуэль решил выстроить здесь сектор дорогих и фешенебельных домов для богачей. Условия строительства были очень сложными из-за рельефа местности и тех требований, которые выдвигались: ни один дом не должен был портить вид или закрывать солнечный свет другому дому и не мог занимать более 1/6 части своего участка. Гуэль хотел во что бы то ни стало сохранить атмосферу парка в этом месте. Гауди послностью поддержал эту идею, сохранив деревья, которые уже росли здесь.  В добавок он продумал как высадить новые средиземноморские растения, чтобы они успешно прижились и стабилизироли почву. Овраги были соединены каменными виадуками (мостиками), которые очень гармонично вписались  окружающую природу.

К сожалению, несмотря на всю масштабность проекта, было выстроено всего три дома... Нужны были покупатели, а они упорно не хотели покупать здесь недвижимость из-за отсутствия транспорта и удаленности от центра города, а также отчасти из-за того, что не могли оценить идей "пряничных домиков" Гауди. В итоге, один дом приобрел друг Гуэля, во втором поселился он сам, а третий было решено продать самому Гауди. А после смерти Эусебио Гуэля парк предложили муниципалитету Барселоны, который его и приобрел, сделав достопримечательностью города, доступной для туристов.

В сувенирных лавках Барселоны часто можно встретить изображения и фигурки пестрой ящерицы, которая стала настоящим символом города. Эта ящерица "обитает" именно в парке Гуэль с легкой подачи Антонио Гауди и очень полюбилась горожанам. Я же больше всего полюбила знаменитую скамейку Гауди в технике тренкадис, которая выполнена с огромной анатомической точностью: сев на неё, испытываешь такой комфорт и расслабление, как будто это не каменная скамейка, а удобное кресло.

Волшебный фонтан Монжуика и Национальный дворец

Вечером следует отправиться на площадь Испании к подножью горы Монжуик. Там можно увидеть самый старый в мире поющий фонтан, который появился здесь в те далекие времена (1929 г.), когда Дубай (крупнейший в мире поющий фонтан находится именно здесь) был еще пустыней. Этого "старичка" называют Волшебный фонтан Монжуика и поначалу он вовсе не был поющим, а радовал зрителей только подсветкой. В 1992 году к каскаду фонтанов добавили музыкальное сопровождение и поющие фонтаны стали символом Барселоны к Олимпиаде-92.

ППоющие фонтаны БарселоныВ "репертуаре" фонтана множество различных хитов от классической музыки до зажигательных современных песен, но каждое шоу неизменно начинается с одной и той же песни "Barselona" в исполнении Монсеррат Кабалье и Фредди Меркьюри. Когда в 1980 году стало известно, что Барселона будет принимать Олимпиаду 1992 года, мер города обратился к непревзойденной оперной диве с просьбой записать музыкальный гимн Олимпийских игр. Монсеррат понимала, что данное мероприятие имеет куда более широкую аудиторию, чем любители оперы. Она хотела создать что-то современное, что понравилось бы молодёжи. Её брат подсказал, что помочь в этом сможет Фредди Меркьюри – рок-музыкант. Сначала, конечно, Кабалье отнеслась к этому скептически. Но когда она узнала насколько Фредди музыкален, какое у него образование и насколько он разбирается в опере, да и в музыке в целом, он стал для неё другом на всю жизнь. К сожалению, песня "Barselona" на открытии Олимпийских игр звучала уже в записи, так как Фредди Меркьюри ушёл из жизни в 1991 году.

Чтобы попасть на шоу, нужно прийти к фонтану к 21-00, по понедельникам и вторникам фонтан выходной. Расписание музыкальных шоу можно проверить здесь.

Национальный дворец БарселонаЕще одной достопримечательностью, появившейся в Барселоне на площади Испании к Всемирной выставке 1929 года является Национальный дворец – огромное величественное здание, выполненное в стиле Испанского Ренессанса. Внутри разместился Национальный музей искусства Каталонии, в котором собрана самая крупная в мире коллекция романского искусства и уникальных фресок. Также здесь можно найти работы Веласкеса и Эль Греко.

Испанская деревня (Poble Espanyol)

Недалеко от площади Испании находится очень интересный парк-музей Испанская деревня. Два архитектора и два художника создали этот музей всё к той же Всемирной выставке 1929 года, собрав в нём копии самых традиционных сооружений из каждого уголка Испании. Создатели посетили 1600 поселений, чтобы найти наиболее интересные образцы. Деревня разбита на кварталы, относящиеся к тому или иному региону (Арагон, Андалусия, Кастилия, Наварра). Испанская деревня служит домом для многих ремесленников, у которых можно не только приобрести уникальные сувениры ручной работы, а и понаблюдать за их работой.

Испанская деревня Очень интересным мне показался небольшой фильм, посвященный испанским национальным праздникам: всего за 10 минут можно посмотреть как толпа бросается друг в друга помидорами на празднике Томатина или как смелые, но безбашенные ребята улепётывают от быков по городским улицам Памплоны во время праздника Энсьерро. Прямо у входа можно рассмотреть знаменитых гигантских кукол-великанов, которые являются непременными участниками парада на праздник города вот уже более 7 веков.

И еще один факт из биографии музея: здесь снимали знаменитую сцену с оргией из фильма "Парфюмер".

Заключение

Узнать Барселону за один день невозможно. Этот город, являясь небольшим по площади, хранит столько всего красивого и интересного! Да каждая улица здесь достойна того, чтобы по ней прогуляться хотя бы раз. Поэтому Барселону следует посещать отдельно от отдыха на пляже, иначе рискуете уехать с ощущением "нехватки Барселоны в крови", как я 🙂

Лишь одна деталь может омрачить впечатление от поездки в Барсу – здесь очень много краж. Испытав на себе работу карманников в Одессе к Барселоне я была готова на все 100%: рюкзак носила только перед собой, а дополнительно оснастила его кодовым замочком. В городских кафе рюкзак всегда лежал у меня на коленях, а телефон доставался только для фотографирования.

Добавить комментарий