Кто бы мог подумать, но в Японии я тоже посетила замок! Тот, кто увлекается историей и архитектурой, уже привык к типичному строению средневекового замка – защитный ров, высокие неприступные стены, шлюз в центральных воротах с проделанной в потолке воронкой для того, чтобы поливать врага горячей смолой, высокий донжон посреди каменных стен... Японская замковая архитектура несколько отличается от того, что мы видим в Европе. Но легенды и призраки, обитающие в замке – это must have 🙂
Химэдзи или Замок Белой Цапли является одним из древнейших деревянных замков Японии, дошедших до наших дней. Он занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и является именно той достопримечательностью, которую необходимо увидеть своими глазами каждому туристу, посещающему страну “восходящего солнца”. Сами же японцы считают замок Химедзи своим сокровищем. Его идеальные формы, белоснежные стены и архитектурные решения послужили примером и прообразом для многих замков, возведенных в Японии позже. Он действительно похож на изящную белую птицу, которая вот-вот оторвется от земли и взлетит высоко в небо.
История замка Химедзи
Возведение замка у подножия горы Химэ началось в XIV веке и принадлежал он самурайскому роду Акамацу. Строительство заняло 13 лет начиная с 1333 по 1346 года. Хозяевами замка были различные кланы самураев вплоть до конца XVI века, когда он оказался в руках военачальника Тоётоми Хидэёси. Это очень известная историческая личность в Японии, но очень неоднозначная. С одной стороны, Тоётоми Хидэёси вошёл в историю как человек, объединивший раздробленные “государства” Японии под своей властью, укрепивший страну экономически, издавший ряд важных законов. С другой же стороны, он жестоко казнил тысячи христиан на территории Японии и в 1592 году развязал Имдинскую войну, направленную на завоевание Китая, Кореи и Индии.
При Тоётоми Хидэёси замок Химеджи был капитально отремонтирован и восстановлен. Именно в период с 1601 по 1609 года появились почти все его нынешние сооружения, над которыми на высоту 45 метров вознеслась семи ярусная главная башня – тенсю – аналог европейского донжона. Замковый комплекс получился воистину грандиозный – на 220 000 кв. м. разбросаны 83 строения, которые создают лабиринт из дорожек и двориков.
Внутри замок выглядит по-японски минималистически – деревянный пол, деревянные перегодки, но очень красиыве резные элементы. Никакой старинной мебели, ничего такого там нет. Ходить нужно только босиком. С каждым этажом помещения уменьшаются и на самом верху в святилище совсем не протолкнуться.
Любопытно, что одна из самых больших башен замка названа Косметическая башня. Она служила для того, чтобы принцесса Сэн, обитавшая в Химэдзи и являвшаяся невесткой Тоётоми Хидэёси, могла привести себя в порядок. Также огромное количество комнат было отведено для служанок принцессы, которые ей в этом помогали.
Архитектура японского замка
В отличие от европейских замков, в которых понятно куда входить и в каком направлении двигаться, чтобы попасть в донжон, территория Химедзи представляет собой череду лабиринтов с разными поворотами и тупиками. Таким образом, враг, видя перед собой широкую дорогу, ведущую к главному строению, идет по ней. На самом же деле этот путь, наоборот, отдаляет его от замка, уводит в тупик, где его расстреливает стража.
Насколько хорошо сработала бы эта выдумка в условиях реального боя, никто не знает, так как после окончания строительства в этой части страны наступили мирные времена.
Еще одним примечательным моментом является небрежная кладка каменных стен, защищающих замок. На первый взгляд кажется, что все сделано наспех и очень ненадежно. Это отчасти правда – действительно, между большими валунами много мелких камней, за которые удобно ухватиться. Но именно эти камни, закрепленные так ненадежно, должны были обрушить вниз врага, штурмующего стены замка.
Белоснежные стены одинаково красивы в любое время года – и на фоне цветущей сакуры, и на фоне зеленых елей, покрытых снегом. А белоснежные они не просто потому что это красиво. Деревянные стены покрыты толстым слоем извести, чтобы сохранить замок от пожара. На самой крыше замка находится статуя мифической рыбы-тигр ситяхоко, которая служит оберегом от огня.
Ни пожары, ни военные набеги не тронули Белую Цаплю, даже харакири-мара – двор для ритуальных самоубийств сэппуку – никогда не применялся по назначению. Вокруг замка Химедзи раскинулся одноименный город, который был до тла разрушен американской авиацией во времена Второй мировой войны, но сам замок остался цел и невредим...
Легенды Белой Цапли
Неспроста замок Химедзи многие столетия беды обходят стороной. По легенде в его стены заживо вмуровывали крепких юнош, духи которых и оберегают крепость. Также этот факт связывают с наличием синтоистского храма Осакабэ на последнем этаже тенсю. Этот храм был построен на горе задолго до появления замка, а во время строительства его перенесли. Тотчас же всевозможные несчастья свалились на головы местных жителей. И только после того, как святилище вернули на место, люди снова смогли жить счастливо.
В кладке одной из стен замка можно заметить жернов. С ним связана такая история: когда возводили главную башню, камни для строительства закончились и простые люди стали приносить их отовсюду, где только могли найти, а одна старая женщина отдала даже свой жернов – самое дорогое, что у неё было. Вот такие они, японцы – долг перед обществом для них самое важное.
Миф об Окику
Эту легенду очень любят рассказывать туристам во всевозможных вариациях. Когда-то в замке жила девушка по имени Окику, которая являлась служанкой. Чем-то она не угодила управляющему: по одной версии отказала ему в домогательствах, по иной – сорвала его коварный план покушения на местного феодала, но история закончилась для неё очень печально.
Управляющий припрятал золотое блюдо, принадлежавшее жене феодала, и обвинил Окику в воровстве. Толи сама Окику покончила с собой, бросившись в колодец на территории замка, толи умерла под пытками, никто точно не знает. Только с тех пор колодец назван её именем, а её призрак бродит по замку и темной ночью можно услышать печальный женский голос, пересчитывающий тарелки от одной до девяти, а десятой никогда нет... Говорят, что человек, услышавший цисло девять, должен выкрикнуть “Десять!” – тогда Окику его не тронет. Иначе дух может затянуть человека в колодец 🙂
Эта легенда легла в основу театральной пьесы, которую уже много лет ставят в японском театре. А создатели фильма “Звонок“, вероятно, придумали образ девушки из колодца, вдохновившись этой легендой.